Beach Mood

Пасха vs Шамм ан-Насим

Праздники у нас, кажется, прошли. Пора и за рассказ приниматься.
Сразу скажу, что с фотками вышла неудача, так что не взыщите...

Те, кто удивляются переплетению языческих/христианских традиций в России (это я про масленницу перед Великим Постом, Ивана Купалу и его костры и т.д.), в Египте, пожалуй, и вовсе впали бы в шок. Итак: Пасха vs Шамм ан-Насим.


Когда-то давно, ещё во времена учёбы в Каирском Университете, шкала моих ценностей, а вместе с ней - и понимание происходящего, подверглись серьёзному испытанию: незадолго до Пасхи витрина одного из одёжных магазинчиков рядом с нашим домом (по соседству, кстати, со всемирно известной теперь революционной площадью Тахрир) украсилась целым семейством зайчиков, корзиночек и муляжей РАЗНОЦВЕТНЫХ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ! И всё было бы ничего, если б над входом в магазин не красовалась надпись золотом !ما شاء الله (“ма ша' алла!”), а хозяин не имел бы такой солидной забибы (синяк на лбу, который набивают мусульмане при регулярных молитвах). Я уж было подумала, что мусульмане Египта смирились с фактом Воскресения Христова, но не тут-то было. Оказалось, что в этой чудесной стране яйца красят вовсе не на Пасху, а на следующий за ней день - Шамм ан-Насим ( عيد شم النسيم ) Праздник Встречи Весны (дословно - "дуновение лёгкого ветерка"). Удивительность этого дня ещё и в том, что хоть и празднуется всеми египтянами вне зависимости от вероисповедания, приходится он не на определённую дату, а всегда - на следующий после Коптской (и Православной) Пасхи день.

Что касается Пасхи, то тут всё понятно.

Большинство коптов соблюдает Великий Пост (длится он в Египте ровно 55 дней, т.к. начинается как раз на той недели, когда мы в России с аппетитом наедаемся блинчиками), понятия Чистого Четверга здесь не существует: хозяйки убираются именно к празднику, наводя блеск-красоту по всему дому, но с четвергом это не связано. Есть те, кто полностью воздерживаются от пищи в Страстную Пятницу (или даже всю Страстную Неделю), но чаще всего это пожилые люди. А потом приходит суббота - день полностью посвящённый готовке и мыслям о еде. Вечером семья отправляется на службу, реже - смотрит по ТВ прямое включение Пасхального Богослучения, которое проводит сам Папа Шенуда III в Каире, и по окончании службы разговляется. Готовят на эту ночь всё подряд, в совершенно немыслимых количествах. Едят на радостях, конечно, много, но не до такой степени, чтобы проглотить средних размеров индейку, несколько запечёных или гриль курочек, слоёный пирог с мясом, макароны Бешамель опять же с мясом, фаршированные виноградные и капустные листья и...и...и... Никаких яиц, ничего напоминающего творожную Пасху или куличи мне видеть не доводилось. В больших супермаркетах теперь можно встретить куличики, но на традиционном египетском столе для них места нет. Из сладкого обязательным является праздничный “кяхк” (كحك ) - песочные печенюшки посыпанные сахарной пудрой.

Воскресенье проходит во взаимных поздравлениях, налегании на оставшиеся с ночи явства, посещениях родственников. Это вообще отдельная песня: Египетское общество очень традиционно, многие по прежнему, даже имея возможность переехать в новый район, предпочитают густонаселённые, чего уж таить - грязные, но такие родные Пенаты :)) Логика так же традиционна: меня тут все знают, рядом живут все родственники и друзья с самого детства, я сам всё тут знаю. В таких районах любой праздник превращается в череду посещений: прежде всего дети, но с ними и подросшее поколение, а затем и взрослые обходят всех своих родственников: везде они посидят, попьют кока-колы с печеньем (реже - чаю), дети получат праздничную денюшку, сразу же бегут покупать очередные шоколадки, чипсы, печенья и пойдут они все дальше, освобождая место для новых посетителей. Никуда не ходит только самое старшее поколение, ибо они могут быть на все 100 % уверены: их никто вниманием не обойдёт.

 

Ну а теперь, собственно,

о Празднике Шамм ан-Насим. Это египетский праздник, наверное, с самой древней историей, т.к. возводят его ещё ко временам фараонов. Что было там и тогда мне неведомо, хотя знающие люди поговаривают, что астрологи высчитывали особый день, когда солнце при заходе на какие-то мгновения "зависало" над пирамидами. В наши же дни происходит следующее: египтяне (по жизни не очень-то склонные к выездам на природу) прямо-таки устремляются на пикники. Кто во что горазд, в меру фантазии и материальных возможностей: более состоятельные люди, пользуясь 4-мя выходными подряд (еженедельные пятница-суббота+воскресенье (Пасха)+понедельник (Шамм ан-Насим) отправляются на курорты, кого-то хватает доехать только до промежуточных, но весьма симпатичных пунктов (например, Айн Сухна на трассе Каир-Хургада, в 120 км от столицы), большая же часть городских жителей направляется в парки, на набережные или просто расскаживается на газонах. Проезжающие мимо, гудящие и газующие авто никого не смущают. Меня такие"выезды на природу" первое время шокировали, ну да я уже пообвыклась :)
Случаются и более оригинальные варианты. Мне довелось как-то поучаствовать в праздновании на крыше дома: то есть мы просто вышли на крышу, расстелили одеяла-покрывала и устроили пир горой.
Праздничный стол (а вернее, явства без стола, т.к. пикник) в Шамм ан-Насим подразумевает определённое меню, о коем можно судить по предпраздничному спецпредложению одного из сетевых супермаркетов

 Обязательными пунктами являются:

- рыба свежая (типа "селёдка"): называется это у нас "ринга". Она может быть просто солёная или подкопчёная;

- рыба тухлая (типа "селёдка"): это отдельная песня... Называется она "фесих" и является, по общему убеждению, символом данного торжества, а по сути своей - селёдкой с о-о-очень заметным душком!

- рыбка-сардина (не обязательный, но часто присутствующий пункт);

- рыба очень солёная (кажется, тоже типа "селёдка") под названием "маллюха", от слова "мальх" - соль;

Приветствуются и прочие морепродукты, но как некое дополнение к вышеперечисленным.

Эти пункты олицетворяют благодарность реке Нил, которая, как известно, своими разливами дарует урожаи.

Далее следуют:

- крашеные яйца (те самые, которые я приняла за пасхальные) - как символ зарождения жизни

- свежий зелёный лук - как символ всего весеннего и здорового.

 К стати о здоровье: не знаю, как было в этом году, ибо все у нас тут всё ещё слишком озабочены политическими событиями, но в недавнем прошлом медицинские работники были единственными, кого ограничивали в выходных на эти дни, т.к. слишком уж много случается каждый год отравлений и прочих пищевых проблем благодаря рыбке "фесих", да и прочим явствам. Помножено это ещё и на тот факт, что в предверии такого торжества рыбу продают все и везде, ни о каких санитарных нормах и речи нет, а праздник (хоть и символизирует наступление весны) практически всегда приходится на уже достаточно жаркие дни ( в этом году в Каире было около 27С), что не способствует доброму здравию селёдки с душком.

Так что, как говорится, Welcome to Egypt!
Такое дело надо бы проиллюстрировать фотографиями, но, увы, свои старые я не нашла (что меня очень расстраивает), а сделать новые  в этом году как-то не сложилось. Так что любуемся кадрами с сайта каирской газеты
اليوم السابع  и портала AlQahera.Net

 

 

 

  • Current Mood: cheerful cheerful
  • Current Music: Dalida - Helwa Ya Balyadi
Удивительно! Журнал обещает быть очень интересным. Дружим!
Спасибо! Я у Вас зачиталась про помолвки-свадьбы... много общего:)
Сама уже давно обещаюсь описать, как у нас тут это происходит.
оооочень интересно! спасибо! вот оказывается что за праздник у египтян был,когда мы с мужем поехали в понедельник проверить не готова ли прописка,но все оказалось закрытым =) зато пробок не было,в тот день мы замечательно погуляли)
Спасибо! Я вот тоже обратила внимание, что тут (в отличие от России), если про праздник не знаешь, можно его и пропустить :))
Гуляли, надеюсь, не в парке?
Добрый день!
Совершенно случайно попала в ваш журнал и не смогла пройти мимо. Очень уж здесь интересно) Действительно, традиция красить яйца меня тоже очень удивила. В общих чертах знала об этом празднике давно, но вот более детальную информацию получила только благодаря вашей статье. Спасибо!
А вот тот факт, что Шамм ан-Насим празднуется исключительно после православной Пасхи, по-моему, в очередной раз подтверждает, что всё сущее имеет одну основу, которая просто интерпретируется разными группами людей, в силу разных обстоятельств, по-разному.
Ещё раз большое спасибо за статью. С большим удовольствием буду продолжать вас читать...если, конечно, не возражаете)))
Большое спасибо!
И мне очень приятно, постараюсь, чтобы темы постов интересовали и радовали :)
о да, эта тухлая рыба - нечто! я как рах на пасху ездила в Каир, так что мне осчастливилось ее "попробовать", вернее понюхать. Тошнило потом долго, если честно))
а вы где сейчас живете? оказывается только "соотечественников" по Египту в ЖЖ)
Я и обычную селёдку не ем, даже за столом с ней ( с селёдкой) сидеть не люблю, поэтому оценить прелесть "ПАХУЧЕГО" варианта совсем не могу!
ой, сама хотела написать сводное об этих праздниках... но все ленилась))) а ты такая молодец!!!
Напиши-напиши, свеженькое на эту тему:) В этот раз праздники эти как-то стороной меня обошли, а-то б эмоций у меня было поболе... А так, это на прошлых годах основано :)
у меня в этом году тоже праздника не случилось... никакого - ни Пасхи, ни Шамм-ель-Насим, или как его там)))

даже мелохи никто не принес(((...
Честно скажу, я не могу судить о вкусе даже мелюхи: ничего из рыбного ассортимента Шам ан-Насима я не пробовала, единственное исключение - просто копчёная рыба, типа скумбрии что-то.
Но праздника (ни одного, ни другого) не было совсем: я украсила (а не покрасила) 6 яиц, сами их же и съели, на это всё закончилось. Даже на службе я не была :((
а у меня вот из праздничного только служба и была))) но мелоху сейчас попытаюсь компенсировать))
про яйца - ничего удивительного: это чисто языческая традиция....
Не соглашусь: крашенные яйца на Пасху имеют свою историю и вовсе не языческую.
Первое пасхальное яйцо Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию, когда после вознесения Христа Спасителя пришла в Рим для Евангельской проповеди. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. У Марии Магдалины не было ничего, кроме веры в Иисуса, потому в качестве подарка она протянула императору куриное яйцо и заговорила о Воскресении Иисуса. Тиберий ответил, что никто не может воскреснуть из мертвых, и в это так же невозможно, как если бы белое яйцо стало красным. Тиберий не успел договорить эти слова, как яйцо окрасилось в красный цвет.
Я знаю эту историю, но очень сильно сомневаюсь в ее истинности.